Сказки для шестиклассников по географии - 6 клас - Уроки географії - Каталог статей - Преподавание географии в школе
Суббота, 10.12.2016, 17:36 | Приветствую Вас Гость

Каталог статей

Главная » Статьи » Уроки географії » 6 клас

Сказки для шестиклассников по географии

 

 
 

Сказки для шестиклассников.
 
 
Предисловие.
 
 

Как всем известно, особенно тем, кто учился когда - то или учится в школе, география - наука о Земле. А о Земле мы знаем, или думаем, что знаем, много чего. Но вот есть понятия, которые очень уж трудны для восприятия шестиклассников. Конечно же, не для всех, а только для гениальных, мечтающих о чём - то своём, высоком.…Например, о верном друге или о принце на белом коне. Или о силе богатырской, неведомо откуда появившейся…
Сказка- это вымышленная история о жизни героев. И мы ведь зачитывались сказками в детстве и сейчас, взрослые читаем своим детям и внукам сказки на ночь. А как же иначе? Сказка несёт добро, ведь обязательно это история со счастливым концом.
Вот и давайте попробуем соединить сюжеты уже известных сказок с такими трудными понятиями по географии. Начнем? 
 
П Л А Н  И  К А Р Т А .
 
План местности - чертёж небольшого участка земной поверхности в масштабе, условными знаками.
 
Географическая карта- это условное изображение поверхности Земли на плоскости.
А зачем же нужны карты? Людям, каких профессий они нужны? Да и вообще есть ли у кого-то соображения - как они могли появиться? А у меня есть, и я могу поделиться. Вы тоже подумайте и попробуйте, послушав мой рассказ сказать, найдёт ли мальчик дорогу завтра к своей подруге?
 

 
 
Карта Украины.
 
Вот карта Украины. На ней не рисуют деревья, горы, дома. Все обозначают условными знаками. Условные знаки это своего рода азбука карты. И как без знания букв нельзя прочитать книгу, так без знания их нельзя понять изображение местности на плане или карте.
Давайте подумаем, как могли бы появиться первые карты.
Давным-давно, может десять, а может и двадцать тысяч лет назад, жили себе, поживали мама, папа и маленький сыночек. Жили они в пещере, а вокруг-дикие звери, тёмный, непроходимый лес. И мама постоянно просила своего непоседу - сыночка далеко от дома не уходить.
Однажды, возвратились они со своей работы(собирали грибы и орешки на зиму) домой в пещеру. Смотрят, а сына нет. Что делать, куда бежать? Ведь в те времена не было  милиции , скорой помощи…Ничего родителям стало не в радость - сидят, переживают. Где же наш сыночек любимый? Наверное, уже дикие звери в лесу его загрызли.…Плачут, умываются горькими слезами.
Приходит вечер, и с первыми звёздочками появился наш путешественник. Мама к нему: - Где же ты был, сынок? Мы так волновались.
А он отвечает :
-Хотел посмотреть, где лес заканчивается. Вышел из дому и пошёл тропинкой. Увидел речку, очень осторожно перешел по бревну и пошёл дальше по лесу. Смотрю - пещера. Я вошёл туда, а там такая симпатичная девочка. Мы немножко поигрались и я возвратился домой.
Мальчик с мамой стояли возле пещеры, вокруг которой был песочек, и когда он рассказывал о своём приключении, то механически чертил на песке палочкой то, о чём говорил. Вот на песке и появился такой рисунок. 

А если посмотреть и сравнить…

 

Правда же, немного похоже?  Вот наш сорванец и нарисовал свой первый план, только не в масштабе.
А рисуя планы  своей жизни, помни, что о тебе всегда беспокоятся твои родители, и не забывай о них никогда.
  
К Р У Г О В О Р О Т  В О Д Ы  В  П Р И Р О Д Е.
 
В далёкой стране Дании есть памятник Русалочке. Почему я написала слово с большой буквы? Потому, что это особенная девочка: и сказку о ней написал Андерсен, и мультфильм интересный есть. 
Вы же помните, как Русалочка влюбилась в земного Юношу и отдала свой голос, лучший в мире, старой морской ведьме. Русалочке очень хотелось стать простой земной девушкой. 
 
 

Как тяжело и больно было девушке учиться ходить, но принц выбрал другую и поэтому сказка заканчивается грустно: Русалочка превратилась в пену морскую.
" Над морем поднялось солнце. Его лучи согрели холодную морскую пену ,и Русалочка почувствовала, что умирает.
- Куда я иду? – спросила она, поднимаясь в воздух”.
Правда же, грустно?..Но ведь сказка должна быть со счастливым концом, иначе ведь это и не сказка.
...Становилось всё прохладней ,а капельки воды, в которых превратилась Русалочка, поднимались выше и выше в небо. Капельки, как маленькие цыплятки, когда им холодно, жались друг к другу, образовывая большие капельки, которые уже не могли удержаться в небе и падали на землю тёплым дождиком.
Капельки летели и думали " Бедные мы бедные…Далеко от дома, сестёр.”
Не долго плакали капельки, потому что упав в быструю речку, где было много таких же девочек- капелек, как они, быстренько побежали по своей дорожке - руслу реки к морю. Море что-то шептало тихо и успокаивающе. Оно было ласковым к своим капелькам, но тем так хотелось снова взлететь высоко в небо! И  утром, лишь только пригрело солнце,  множество капелек воды взмыло в небо, чтобы снова когда - то превратиться в дождик и упасть на землю или море…
Так что Русалочка не умерла, как предрекала старая морская ведьма, она просто превратилась в часть гидросферы. Я бы сказала, что она стала путешественницей, потому что где только не бывает вода. Вот пошёл дождь. Часть воды сбежала в реку, а та понеслась к морю. Другие капельки - путешественницы, просачиваются под землю и тоже попадают в подземные реки, наполняя их живительной влагой. И когда ты, наклонившись , пьешь воду из родника, присмотрись в неё внимательно- оттуда тебе улыбается добрая девочка Русалочка.
А вот теперь скажи- может ли когда-то умереть Русалочка?

 
 
Нет, скажешь ты и ошибешься. А знаешь почему? Русалочка превратилась в миллиарды водяных капелек, которые то падают с неба в виде дождя, то поднимаются вверх , испаряясь с поверхности океанов и материков. А если мы перестанем думать о чистоте
Земли?..
  
ГО Р Н Ы Е  П О Р О Д Ы .
  
Как представить образование горных пород внутри Земли?
На глубине 100-200 км вещество в отдельных частях мантии становится более подвижным, его называют "магма”, т.е. "густая мазь”. Магма, насыщена парами воды, газами медленно поднимается вверх, заполняя трещины, остывает и затвердевает. Из неё образуются магматические породы.

Гранит
 
                                                         Пемза
 
Осадочные горные породы могут быть органического происхождения- образуются из разных частей растений без доступа кислорода. Вот от старости упал папоротник высотой  20-30 метров в болото и лежит, дожидается миллионы лет, пока из него образуется уголь. Может горка за миллионы лет превратиться в песок и это тоже уже будет осадочная порода.
                                               Уголь
Песчаник

 Метаморфические породы слагают большую часть земной коры. Метаморфизм означает " превращение”. Как образуются метаморфические горные породы?
А давайте вспомним сказку Ершова " Конёк- горбунок. Был в той сказке царь- старенький дедушка.И захотелось ему жениться на прекрасной царевне. А служил этому царю, простой некрасивый и даже не очень умный Иван, у которого был маленький конёк, помощник во всех его делах и начинаниях, по прозвищу Горбунок.
Красивая царевна не любила старого - престарого царя и повелела тому искупаться в кипящем молоке. Мол, когда ты нырнёшь в молоко, то умным и молодым станешь. Царь хотя и хотел очень жениться, но хитрым был , поэтому  приказал первым испытать на себе это молодильное средство Ивану. Вот и бросили Ивана в котёл с кипящим молоком.…Но Горбунок был почти что волшебником- он подул в котёл и оттуда выскочил такой Ивашка, что его сразу и не узнали - красивый. А какой нарядный! И что самое главное- поумневший изрядно. Конечно, принцесса как увидела такого парня, сразу и влюбилась.
Царь же, увидев такое чудесное преобразование, захотел и сам стать красивым и молодым. Разбежался, прыгнул в кипячёное молоко...И как говорится в сказке: "... бух в котёл, и там сварился”.
И о чём же мы узнали из этой истории? Во- первых: нужно очень осторожным быть с горячими веществами, а во-вторых: горные породы, если их сдавливать или сильно нагревать, превращаются в другие:(гнейс - мрамор). Как Иван – с дурака на красавца. Вот такая история.


 
Мрамор
 
 
 
                                                                    Гнейс
 

 
МАГМАТИЗМ , ГЕЙЗЕРЫ.
  
Гейзер – источник, периодически выбрасывающий горячую воду и пар.
Вот хорошо было бы: в каждом городе по гейзеру и в квартирах тепло! Почему же у нас, их нет, неужели нужны какие-то особенные условия, чтобы забили водой, искрясь на солнце, эти бесценные источники воды и энергии?
Многие учёные пытаются решить эту задачу, почему горячая вода фонтанирует в одном случае и медленно проливается в другом?
А хочешь, я расскажу маленькую сказку об этом?

 
 
 
Жила – была себе мама Земля. Много у неё и сыновей и дочерей. А я расскажу о двух сёстрах - Магме и Подземной реке.
Люди очень любили Подземную реку - в самую жару угощала она водой прохладной со своих родников. А уж в пустыне большой - Сахаре, цены ей не было: где выходила она на поверхность - оазисы образовывались. И люди там жили, хваля и воспевая доброту ее. Впрочем, почти все равнинные реки питаются подземными водами.
А Магму не любили, боялись. Злая она была и если уж вырывалась из кратера вулкана, то могла целый лес, да что там лес, целый город сжечь.
Не нравилось Магме, что люди хвалят Подземную реку, и надумала она извести, уничтожить сестру. Думает: "Вот подойду к ней близко и так нагрею, что испарится Речка , следа не останется!” И начала подбираться к Подземной реке. Горячо реченьке стало, и закричала она от боли, позвала маму свою, Землю: -”Мама, милая, помоги!” Мама услышала зов дочери , образовала в земной коре трещину и Подземная река фонтанчиком поднялась над землей. И это был уже гейзер.
 
 
  Гейзер.
  
Какова же мораль сказки этой? Будь добрей к окружающим , и жизнь проще и лучше станет. И твоя и тех, кто около тебя.
   
ВЫВЕТРИВАНИЕ.

Выветривание - процесс разрушения горных пород под действием атмосферы, биосферы, гидросферы.

 
А ты знаешь, почему разрушаются горы? Хочешь, расскажу…
  Во- первых, почему это родители говорят, что после горячего нельзя есть холодное и наоборот? Правильно, потому что все тела при нагревании расширяются, а при охлаждении суживаются. Небось, проводил опыт с монеткой? И был осторожен? Да, да. Это когда монетку помещают между забитыми двумя гвоздиками. А вот когда её нагреть- она уже не входит в это пространство. А положи её в холод, и она снова зайдёт, даже с запасом, между меточками- гвоздиками. Поел мороженое, а потом у мамы супа горячего попросил/ я знаю, что такого не бывает/, но вдруг? Вот ткани зубов расширяются, а при охлаждении суживаются. А ты попробуй, возьми листик бумаги обеими руками и растяни в разные стороны , а потом отпусти. А потом ещё и ещё….Ты до сих пор думаешь, что листик останется целым? Оптимист…
Вот так и наша горка: ночью ей холодно, а днём тепло. И появилась на ней трещинка. А тут и осень, дождик сыростью засевает. Налилась полная трещинка воды…Недолго и до морозов. Мы с вами знаем, что лёд сжимается, когда и три и четыре градуса мороза. А если мороз посильнее? Верно, лёд начинает расширяться. Сидит в трещинке и распихивает локтями, освобождая для себя побольше места. И стала наша трещинка пошире…А вот и весна, которую люди так долго ждут. Посмотри в небо- летит ворона. Да всё кругами, кругами. И что это она внизу увидела? А, орех лежит. Не поверила птица своему счастью - сейчас, думает, позавтракаю.
 
Схватила его клювом, высоко поднялась и бросила вниз, на скалу, чтобы разбился, (есть такая привычка у ворон). Но орех не разбился, а упал в трещинку, намок и стал прорастать, корешками распихивая своё пристанище. Но сил не хватило, и он зачах, превратившись на следующий год в питательную смесь - перегной, который был так нужен семечку травы, занесенному туда внезапным порывом ветра. А уж она то разрослась, ещё больше расширяя несчастную трещину, которая с каждым годом становилась всё больше и больше.И вот однажды от скалы в том месте откололся кусочек и упал вниз. Так началось разрушение горы, а перепады температур, вода, растения и годы вместе доконали крепкую скалу.

 
Хорошо вместе любую работу делать.…Ведь, правда, же? Даже гору можно разрушить…


 
 
 
 
Категория: 6 клас | Добавил: Админ (11.10.2011)
Просмотров: 4013 | Комментарии: 2 | Теги: Русалонька, географія, вивітрювання, магма, казки, метаморфізм, важкі поняття, 6 клас | Рейтинг: 5.0/16
Всего комментариев: 2
2  
Сказки просто класс. Читала в журнале "География", но там в урезаном виде и много ошибок. Я так поняла, что переводили в редакции Гуглом с русского на украинский. Подбросьте ещё biggrin

1  
Мені казки сподобалися. Буду використовувати на уроках. Дякую за такий творчий підхід:)))

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
6 клас [21]
7 клас [22]
8 клас [11]
9 клас [10]
10 клас [23]
Вход/Регистрация
Наш опрос
Чертя что, а сбоку бантик. Это
Всего ответов: 271
Друзья сайта
  • Детки - Бедки
  • Погода в доме
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0